0
В последнее время стали популярны мотивирующие тренинги, блоги, где люди рассказывают о своих успехах, о том, как важно заниматься собой, налаживать свою жизнь и в конце стать «лучшей версией себя». Эта фраза пришла к нам из книги Дэна Вальдшмидта «Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися» и прочно закрепилась в головах. Психологи по-разному относятся к этой тенденции и иногда в шутку называют ее «улучшайзингом». Психолог и танцетерапевт Ульяна Полянская рассказывает об улучшайзинге и его последствиях.

– Ульяна, что вообще значит «лучшая версия себя»? У нас действительно есть несколько версий нас самих, и одна из них, мягко говоря, не очень?

– Я всегда вздрагиваю, когда слышу это словосочетание. Как будто текущая версия не устраивает, и нужно срочно ее слить, а потом скачать версию продвинутую – этакого «Я 2.0», без недостатков, пробелов и слабостей. Дэн Вальдшмидт, который написал книгу про эту лучшую версию, в общем-то, изложил довольно здравые и общеизвестные принципы. Про дисциплину написал и про планирование, и про преодоление себя. То есть снова затронул все те темы, которые активно муссируются в любой мотивирующей на свершения литературе. Но у меня все время вертится на языке вопрос: «Старую версию себя куда девать? Выбросить?».

– Но ведь с первого взгляда нет ничего плохого в том, чтобы хотеть стать лучше…

– Да, улучшение себя – не самое плохое занятие, но иногда мне кажется, что во всем этом теряется главное: улучшаем-то в себе что? Обилие концепций личностного роста и саморазвития меня настораживает тем, что в них постоянно упоминается понятие «успех», суть которого никак не раскрывается. Если человек мне скажет, что он хочет освоить аргентинское танго, поэтому сейчас тщательно работает над осанкой, то мне в этой ситуации будет понятно все: вот – человек, вот – его цель, вот – сфера приложения сил, вот – то, что он прямо сейчас в себе улучшает. А если речь пойдет о том, что «надо же развиваться личностно, а то буду ленивой свиньей и лежать на диване» – то у меня к этому человеку будет много вопросов. И про недоверие к себе и своим желаниям, и про смутность направления, в котором он пытается двигаться, и про постановку целей. Мне очень близка идея, которую я бы назвала ситуативным развитием: я – вот такой человек, я хочу вон того; чтобы это получить, мне надо себя обучить тому-то и тому-то. А стремление заставить себя личностно расти ради того, чтобы личностно расти и не деградировать, мне видится в чем-то похожим на описание чтения в «Собачьем сердце»: «Я вот тоже Брокгауза и Ефрона читал. Два тома прочел. Читаешь, читаешь, слова легкие. Мечислав, Богуслав и, убей Бог, не помню, какой кто. Книжку закроешь, все вылетело! Помню, помню одно, Мандриан. Какой, думаю, Мандриан? Нет там никакого Мандриана. Там с левой стороны два Бронецких. Один господин Андриан, другой Мариан. А у меня Мандриан… А у меня Мандриан».

Стремление стать лучшей версией себя может превратиться в искусное подсовывание миру улучшенной картинки себя. Этакий психологический фотошоп…

 

– Получается развитие ради развития?

– Да, и часто превращается в такую игру, в которой стремление стать лучшей версией себя может превратиться в искусное подсовывание миру улучшенной картинки себя. Этакий психологический фотошоп: смотрите, я живу на пределе и все это выкладываю в Инстаграм, я встаю в 5 утра, делаю зарядку, медитирую, потом иду на пробежку, потом радостно работаю и зарабатываю миллионы, потом учу пять иностранных языков, вечерами провожу время со своей счастливой семьей, ой, доктор, что это, почему у меня случился нервный срыв?

– Даже нервный срыв? Это настолько серьезно?

– Серьезнее некуда, потому что предельное психическое напряжение и постоянная самокритика – отличный способ заработать себе невроз. Более того, улучшение себя в такой гиперболизированной форме может стать одной из форм проявления обсессивно-компульсивных тенденций, наряду с компульсивной уборкой или орторексией – нарушением пищевого поведения, когда человек пытается питаться только «правильными» продуктами и постоянно себя очищать. Во всех этих проявлениях есть одна общая черта – тяга к тотальному контролю одной из сфер своей жизни. Человек начинает себя улучшать – расписывать себе жесткий график, пытаться быть идеальным по всем фронтам, жонглировать сразу десятью важными для себя сферами – рано или поздно он или сорвется, или дойдет до истощения, потому что невозможно все время себя преодолевать и контролировать. У меня есть смешная, но очень иллюстративная история, которой я поделюсь с разрешения моего клиента (детали в этой истории изменены в целях конфиденциальности): «Я расписал себе график, такой, чтобы не терять ни минуты. Несколько дней я по нему жил, меня прямо распирало от радости, что я все успеваю, что я такой молодец! А в один день у меня вдруг случился самый настоящий понос. И вот сижу я на унитазе и паникую: я же уже десять минут как должен учить налоговое право! А я тут сижу! И тут я вдруг осознал, какой я дурак… Я сначала долго-долго хохотал, остановиться не мог, потом вышел из туалета, взял какой-то роман фэнтези. И с таким удовольствием провалялся два часа на диване…». Человек поставил себе нереалистично высокую планку, несколько дней до нее тянулся, потом организм ему четко и ясно сказал: «Ты как хочешь, а я пошел».

Быть собой – это признавать все свои желания, потребности, интересы, слабые точки и уязвимости.

– Значит, однажды организм может просто начать протестовать против наших попыток взять все в свои руки и начать «улучшать себя»?

– Может. Организм вообще не любит перегибов. Сам по себе самоулучшайзинг предлагает здравые, полезные вещи: навыки планирования, тайм-менеджмента, ведения личных финансов и постановки целей лишними не бывают. Но мне кажется крайне важным не забывать о том, для чего это все нужно. Иначе есть риск начать увлеченно размышлять о форме сосуда и полностью забыть, что, собственно, туда собирался налить. Саморазвитие ради саморазвития – это создание на месте себя потемкинской деревни, когда человек бесконечно ищет себя, делает себя, но забывает быть собой. А быть собой – это признавать все свои желания, потребности, интересы, слабые точки и уязвимости. Выбраковка себя настоящего ради себя идеального может закончиться тем, что человек однажды утром проснется и с ужасом поймет, что забыл, чего изначально хотел, и зачем вот это все саморазвитие, куда оно было направлено.

– И что тогда делать?

– Я бы порекомендовала подружить две сферы: рациональную и иррациональную. Другими словами – внутреннего Аполлона и внутреннего Диониса. Аполлоническое начало отвечает за осознанность, разумный подход, следование плану, предсказуемость, умение анализировать и дисциплину, и в концепциях улучшения себя оно очень ярко проявляется. А вот дионисийское начало очень сильно ущемляется – а ведь оно спонтанное, желающее, холистическое, способное наслаждаться, способное обретать вдохновение. И если развивать какое-то одно в ущерб другому, будет сильнейший дисбаланс, который может вылиться в дальнейший невроз. Если отвергнуть дионисийскую часть своей личности, то все вдохновение пропадет, и смысл тогда в хорошо натренированной дисциплине, если угасли все желания?

улучш

Комментарии

Leave a reply

    Нет комментариев. Прокомментируйте первым